Как показывает анализ мотивации к предметам информатика и информационные преподаваемые Антроповой Е.В. прослеживается увеличение % учащихся в классе, испытывающих интерес к изучению ее предметов.

В сфере отношения к обучению общий показатель составляет 80,2%, что является сформированным уровнем и показателем (высокий уровень). 

В рамках психолого-педагогического мониторинга период с 2004 по 2007 уч. г. Проводилась психолого-диагностическая работа с учащимися 9, 10, 11 классов.

С целью, определения уровня развития познавательной активности учащихся, особенности эмоциональных состояний обучающихатикональных состояний ои).

Для проведения психологического исследования были использованы следующие методики:

1)  «Каскадная методика. Самооценка учащихся»», Алексеева Н.А., Белякова Е.Р. Методика позволяет определить общий показатель учебного интереса, выраженность интереса учащихся к учебным предметам.

2)  «Цветовой тест эмоциональных состояний», Л.А. Ясюкова (модификация Люшера).

Анализ цветовых выборов позволяет выявить комфортность учащихся на уроке.

Анализ состояния учебной мотивации учащегося на уроке информатики проводился по следующим показателям:

  •  83% учащихся отметили способность учителя интересно, доходчиво объяснять содержания сложного теоретического материала;
  •  72% учащихся считают необходимость знаний по данному предмету в целях профессионального и личностного самоопределения;
  • 80% учащихся отметили «педагогическую находчивость» учителя, наблюдательность, внимательность к классному коллективу.

Потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании учащихся, проводится благодаря созданию проблемных, поисковых, эвристических ситуаций на уроках информатики.

Высокая познавательная активность поддерживается благодаря конструированию образов, приведение примеров для сравнения и использования знаний предмета в реальных жизненных ситуациях учащихся.

Анализ показателей познавательного развития кругозора детей свидетельствует о следующем. При репродуктивных технологиях обучения детей используемых учителем, учитывается их стремление и высказывания новых оригинальных суждений.

Результаты проведенного исследования показали, что взаимопонимание является одним из основополагающим элементом взаимодействия на уроках информатики. Что помогает усвоить материал и сформировать положительную атмосферу на уроках.

Большинство учащихся свое настроение, самочувствие на уроках информатики ассоциируют с зеленым, синим, красным, желтыми цветами, что является свидетельством положительного эмоционального состояния учащихся на уроке. Это означает, что общение в системе учитель-ученик носит взаимоуважительный характер. Проявление серьезного отношения к мнению учащихся, интересам и достижениям. Атмосфера на уроках активная, энергичная.

Об оптимальности учебной нагрузки свидетельствует отсутствие переутомляемости учащихся.

88,5% учащихся чувствуют себя уверено, в ситуации проверки знаний, что является показателем прочности знаний обучающихся по данному предмету.

По результатам ранжирования учебных предметов по предпочтению учащихся, информатика является наиболее интересным предпочитаемым, особенно в классах с углубленным изучением предметов.

  • Анализ эмоционального отношения учащихся к процессу обучения свидетельствует о том, что и в этой сфере имеется: на уроках постоянно создаются ситуации ожидания необычного, интересного, результатом которого является подъем мотивации учащихся – это составляет 78%.
  • Анализ показателей развития кругозора детей (81,5%) - свидетельствует о следующем:

- при репродуктивных технологиях обучения детей, используемых учителем, учитывается их стремление к высказыванию новых, оригинальных суждений, конструированию образов и приведения примеров для сравнения, использования житейских выражений;.

Таким образом, использование дифференцированного подхода к изучению предмета информатики дает положительные результаты. Прослеживания результаты качества успеваемости, уровня обученности и общей успеваемости показывают повышение познавательной активности обучающихся.

Это хорошо прослеживается при анализе выбора предмета на экзамены. Информатику в 2005 году сдавали - 54% выпускников 11 классов, в 2008 году – 67%.

Многие выпускники школы выбираю свои профессии тесно связанные с информатикой и информационными технологиями: программисты, дизайнеры, преподаватели информатики и т.д.


А.Р. Соколовская, педагог-психолог МБОУ "СОШ№2"